Квенда Лима (Kwenda Lima) - “Для меня танец – это свобода”

Размещено: .

Квенда Лима (Kwenda Lima) - Для меня танец – это свобода

«Говоря по правде, я никогда не видела, как вы танцуете. Но в одном из ваших интервью на youtube я услышала, как вы говорите не просто о танце, но и об искусстве и о жизни в целом и это дало понять, что мне предстоит заниматься у великого учителя.» - Это было частью моего e-mail, который я отправила Квенде Лима, перед встречей с ним и сразу же после того, как я заказала билет на рейс в Сан-Франциско на его семинары. Я объяснила Квенде, что в последние несколько лет я писала о силе танца, который способен вдохновлять, придавать сил и исцелять. Но я знала, что упускала что-то - кого-то, кто смог бы глубоко рассказать о духовном аспекте танца, кого-то, кто живет и дышит им. Я сразу же поняла, я почувствовала это по его энергетике, что Квенда будет одним из этих людей. И я была права. Он не только быстро ответил на мое сообщение несколькими сердечными словами, но он также выделил для меня время в промежутках между своими семинарами, чтобы обсудить со мной вопросы, которые я затронула в своем письме о здоровье, танце и преподавании.

Понимание того, как жить полной жизнью, постоянно проскальзывало во всех семинарах Квенды в течение выходных. Движения кизомбы и упражнения были только одним из аспектов занятий. В действиях Квенды было столько эмоциональности и целесообразности, включая даже моменты, когда он молчал. Тяжело было оставаться равнодушным к силе его человеческого духа. Особенно тем, кто остался до последнего семинара, когда Квенда познакомил нас с Kaizen Dance: мы прыгали в ощущении беспредельного счастья, держались за руки в знак благодарности, лежали на плечах друг у друга в скоплении тел на полу, высовывали и болтали своими языками, позволяя нашему внутреннему ребенку выйти на свободу и образуя плотную спираль вокруг Квенды, который напомнил мне о своем убеждении, что все мы на самом деле единое целое. Но кажется самым впечатляющим было для некоторых последнее упражнение на прощение. Абсолютно всех присутствовавших в зале оно тронуло до слез. Это было скорее что-то долгожданное, гигантское, как коллективный выдох, мы избавились от чего-то тяжелого, нежели это были слезы печали. Возможно мы не сможем вспомнить всех деталей танцевальных шагов, которые мы учили в те выходные, но я уверенна, что глубина чувств, затронутых Квендой через танец, останется с нами на долгое время.

Спасибо Вам, Квенда, что оправдали мои надежды и оказались именно таким преподавателям, каким я чувствовала, что Вы будете. И также особенная благодарность Эмили Картер за потрясающую работу по организации первого визита Квенды в Соединенные Штаты.

Квенда Лима (Kwenda Lima) - Для меня танец – это свобода

Имеют ли какое-либо духовное, религиозное или иное значение четки у Вас на руке? Мне кажется, Вы постоянно носите их.

Да, я ношу их все время (дотрагивается пальцами до четок). Это духовная вещь для меня. И это что-то очень личное для меня. Они напоминают мне о вещах, которые важны для меня.

Мне было любопытно это, так как в Вас есть такая духовность, которая была очевидна для меня еще до знакомства с Вами. Я смогла почувствовать, ее даже просто просмотрев другое интервью с Вами в интернете. Как Вам кажется, откуда исходит эта духовность?

Вообще то, это смесь всего, но это не культурная вещь или что-то типа того. Я бы сказал, что это происходит из моего ‘образования’. Когда я говорю об образовании, я имею в виду моих родителей, я говорю о своих друзьях, о книгах, которые я прочел, о фильмах, которые я видел, о ситуациях, которые мне довелось пережить. Для меня это и есть мое образование. Это и есть то, что привело меня туда, где я есть.

Вы всегда были таким? Эта глубина, которую Вы передаете, она всегда в Вас была? Или что-то произошло в Вашей жизни, что вселило ее в Вас?

Как я уже сказал, это смесь всего. Ничего не произошло, что изменило бы меня неожиданно. Но я всегда вел себя не так как другие, даже когда был ребенком. Я был другим. Мои друзья всегда мне говорили: «Ты сложный» или «Ты не такой как все». Они бы сказали: «Хорошо, но ты говоришь слишком много», или что-то вроде того (улыбается). Я был таким ребенком, который проводил много времени в своей комнате в одиночестве. И поэтому все эти вещи, что окружают вас, ведут вас к тому, кем вы должны стать. Вот во что я верю.

Я верю, что у каждого из нас своя миссия, что-то, что мы должны сделать. Поэтому, вероятно, все те вещи – люди, книги, жизненные ситуации – привели меня туда, где я должен быть, и сделали меня таким, каким я должен быть.

Вы знакомы и с другими танцами. Но кажется, что в данный момент Вы тратите всю свою энергию и время на кизомбу. Почему Вы отдаете предпочтение именно кизомбе?

Вообще то, я не выбирал кизомбу. Кизомба выбрала меня. Кизомба – это часть наших социальных танцев в местах, где я вырос. Мы танцуем ее обычно в Кабо-Верде. Я начал создавать свой собственный стиль кизомбы, мою интерпретацию кизомбы. И неожиданно люди стали просить меня учить их. Вот почему я сказал, что кизомба сама выбрала меня. После этого у меня ушло какое-то время на осознание, что я могу преподавать кизомбу. И я сказал: «Почему бы и нет»? Если людям это нравится, почему бы мне не поделиться этим? Я начал осознавать, что кизомба – по моему мнению, или способ, каким я ее интерпретирую – это очень красивый танец. А то, как люди видят ее и используют ее в сексуальном аспекте, или чтобы завязать с кем-то отношения, мне это не нравилось. И я сказал НЕТ, мне нужно создать что-то, чтобы показать людям, что она может быть другой, что она и является другой. И так я начал углубленно заниматься кизомбой.

Но я не выбирал кизомбу. Кизомба для меня – это как дверь, способ вдохновлять людей, чтобы они увидели, что вместо использования сексуальной энергии, которая является очень сильной, Вы можете использовать эту энергию лучшим способом. Я имею в виду, использовать ее скорее на то, чтобы увидеть, что этот танец является более чувственным, деликатным и менее агрессивным. Я не говорю о том, чтобы отвергать ее сексуальную часть, так как эта ее сторона очень важна для такого рода танца. Это также заложено в самих истоках танца, конечно же. Но в наше время люди не всегда правильно ее интерпретируют. Вместо того, чтобы замечать чувственность танца, люди часто обращают его во что-то вульгарное. Мне это не нравится. И я пытаюсь показать людям этот танец с другой стороны. И вообще, моя цель через кизомбу заставить людей с другой стороны посмотреть на жизнь.

Вот почему я создал Kaizen Dance. Потому что, если честно, я вижу, что кизомба дает возможность показать во что я по-настоящему верю, что я на самом деле хочу делать и чем на самом деле является Kaizen Dance.

А что на самом деле представляет собой Kaizen Dance? Я имею в виду, какая философия в него заложена?

Мне нравится, как Вы это сказали. Вы использовали слово «философия», и это правильно, так как Kaizen Dance – это смесь всего. И через танец я хочу, чтобы люди поняли, что мы уникальны, но также и то, что мы также одно целое. Вместо того, чтобы держать в своей голове убеждение, что мы относимся к религии A, религии B или религии C, что мы черные или белые, что мы американцы, или жители Кабо-Верде, или ангольцы, я хочу, чтобы люди поняли, что мы все одинаковые.

У нас, конечно, разные тела, мы по-разному видим вещи, имеем разное образование. Но мы все связаны. И через Kaizen Dance я хочу, чтобы люди осознали, что жизнь – это что-то невероятно ценное. Если у нас есть возможность жить, мы должны бережно к ней относиться, быть благодарными за эту жизнь. Вот что такое Kaizen Dance. Это набор инструментов для вдохновения людей. Это способ, скажем так, «проектирования людей» или помощь людям в разработке своего «программного обеспечения». Он дает им возможность понять, что у них внутри потрясающее «программное обеспечение», которое может помочь им жить более глубоко, вместо того, чтобы проживать жизнь поверхностно.

Это напомнило мне о чем-то, что Вы говорили в другом интервью. Вы говорили о том, как танец помогает Вам не поддаться на давление общества. И о том, как люди попадают в зависимость от вещей, даже не зная, почему они хотят их. Как Вы думаете, что помогает Вам не попасть в зависимость от вещей?

Это так просто - быть частью этого мира. Это так просто. Но я всегда пытаюсь сделать что-то сам. Конечно, нам нужны другие. Как я уже сказал, мы - одно целое.  Мы все взаимосвязаны. Нам нужны другие люди, чтобы расти, чтобы учиться. Нам нужны другие, чтобы показать нам, когда мы неправы, или что мы идем в правильном или неправильном направлении. Нам нужны другие люди иначе у нас не будет семей, не будет родителей. Нам НУЖНЫ другие люди. 

Но это также очень важно быть самим собой. Быть наедине с собой. Проводить время в одиночестве. Изучать самого себя. Если Вы находите неудобным или сложным побыть иногда наедине с собой, это значит, что что-то не так, потому что это значит, что Вы чувствуете себя в плохой компании, правильно?

Да. Мне понравилась эта идея, когда Вы высказали ее в классе. Мне кажется, что Вы заставили многих людей остановиться и задуматься об этом.

Я верю в то, что это важно. И я думаю, что искусство и танец помогают нам в этом. Я ВЕРЮ в искусство. Но я не верю в коммерческое искусство. Конечно, нам всем нужны деньги, потому что без денег нас бы здесь не было или у нас не было бы возможность слушать музыку из этого потрясающего аппарата (указывает на цифровой проигрыватель рядом с ним). Нам всем нужны деньги. Но сложность в том, что мы используем эти инструменты неправильным образом. И многие из этих инструментов – это часть искусства. Мы используем искусство неправильно. Мы можем зарабатывать деньги на искусстве – это правда. Мы можем жить с искусством. Но мы не должны убивать друг друга, не должны быть агрессивными. Мы не должны шагать по головам. Мы не должна говорить плохо друг о друге. Искусство должно учить нас быть добрее и заботливее.

К примеру, мы используем facebook. Facebook - это прекрасная вещь. Это может быть прекрасным инструментом. Но люди используют его, чтобы вредить друг другу. В наши дни нам всем нужны мобильные телефоны, чтобы звонить друзьям или родителям. Если я нахожусь здесь, я рад иметь возможность написать своей семье или позвонить им, чтобы услышать их голоса. Для этого нам нужны мобильные телефоны. Они хороши для этого. Технология помогает нам в этом.

И танец должен быть хорош, чтобы помочь нам быть благодарными жизни. Но танец идет другим путем. Люди используют танец для того, чтобы бороться друг с другом, чтобы быть агрессивными, чтобы питать свое эго, чтобы питать свои слабости. Но танец – это часть искусства. И он должен быть использован, чтобы учить нас красоте и жизни. Поэтому очень важно, когда Вы сами представляете этот мир искусства, чтобы Вы работали над собой, чтобы Вы осознали, что Вы готовы ДАТЬ что-то другим, поделиться чем-то с людьми, вместо того, чтобы просто бросать им что-то. Мы очень сильно обижаем людей в наши дни, потому что думаем, что мы должны быть лучше или даже идеальными. Но мы не должны быть идеальными. Нет. Мы уже идеальны. Даже несмотря на ошибки, которые мы совершаем, и наши темные стороны, мы все же идеальны.

Дело в том, что эта темная сторона важна для нас, чтобы мы могли расти. Но мы должны понимать, как использовать ее в благих целях, вместо того, чтобы вредить людям. Вот в чем большая разница. И вместо того, чтобы использовать танец для великих вещей, люди используют его неправильным образом. Это не их вина. Они просто не осознают, что они делают. И только некоторые из них понимают это и это намного хуже. Но большинство этого не понимают, не знают, что делают что-то плохое для себя и для других.

Мне понравилось то, что Вы сказали об искусстве. И я думаю, что искусство должно обучать. Как бывший учитель, я понимаю всю ценность Вашего уникального подхода к преподаванию. В одном из упражнений Вы назначили лидером и преподавателем в группе абсолютного новичка, незнакомого с кизомбой. Вначале мы были сбиты с толку целью всего этого. Но все прояснилось, когда мы увидели, что это должно научить нас с благодарностью относиться к работе преподавателя. Где Вы получили Ваши преподавательские навыки? Может быть, у Вас были вдохновляющие примеры для подражания?

Это хороший вопрос, потому что мой способ преподавания…, я никогда не подражал никому и никто никогда не учил меня этому. Я всегда следую за своей интуицией. Моя интуиция для меня – это мой гуру, это мой гид и мой учитель. Мои ангелы – я знаю, они всегда со мной. Они учат меня, они ведут меня. И через них, я получаю все эти вещи: мою благодарность к работе преподавателя, мою способность учить по-другому, мое уникальное видение преподавателя. Я бы не сказал, что я увидел кого-то, и мне просто захотелось делать это как он. Конечно, перед Вами всегда примеры людей, у которых Вы сами учились. Также есть и другие виды преподавателей - другие вдохновители, о которых я упоминал ранее - фильмы, представления, книги, ваши родители. Среда, в которой Вы живете и общество, также могут вдохновлять вас. Некоторые ситуации, в которых оказывались мои друзья, также научили меня многому. Конечно, все эти вещи могут вдохновлять вас.

Но мой способ обучения, мой способ жизни, мой способ одеваться и делать что бы то ни было, всегда исходит из моей интуиции. К примеру, я никогда не слышал, чтобы кто-то сказал: «Отлично, я собираюсь одеваться вот так, или я буду танцевать вот так». Не знаю, к счастью это или нет (улыбается), но я всегда быт таким. Я всегда делаю то, что мне кажется правильным и что мне подсказывает моя интуиция, вместо того, чтобы копировать кого-то. Вот почему, к примеру, когда я начинаю занятие, я никогда не готовлю его заранее, как кто-то мог бы ожидать от меня. Мой способ подготовки к занятию, это слушать музыку, которая мне по-настоящему нравится, или помолчать, или почитать и побыть в одиночестве, прежде чем я поеду в другой город, вот таким образом я готовлюсь, чтобы быть на высоте для моих учеников. Иногда я стою перед моими учениками и не знаю, что сейчас буду делать и что произойдет. Но неожиданно все само начинает выстраиваться. И что-то внутри меня говорит мне что делать. И я просто позволяю себе быть самим собой, прислушиваюсь к себе, так как все мы особенные. Нам всем есть чем поделиться с окружающими. Мы здесь для того, чтобы дать что-то миру. Просто важно верить в это и позволить этому выйти наружу, расцвести. Важно работать с вашим гидом, вашими ангелами. Я верю, что они всегда рядом, чтобы помогать вам. И если вы достаточно открыты для этого, это позволит вам передать что-то людям вокруг вас. Вот чем я и занимаюсь. Вот как я работаю.

Вы сейчас живете в Португалии, верно? Вы проводите там регулярные занятия?

В настоящий момент я живу в Португалии, но не преподаю в течение недели. Я готовлюсь к своим семинарам, оставаясь с самим собой, проводя время с самим собой, учусь и читаю. А потом, я постоянно путешествую в остальные дни. И иногда это по-настоящему утомительно. Но это другой вид усталости, потому что я ЛЮБЛЮ то, что я делаю (улыбается). Я по-настоящему люблю это. В настоящий момент я нахожусь в положении, которое очень мне интересно. И мне очень нужно побыть наедине с собой в течение недели. Для меня это важно, так как это что-то наподобие подзарядки для меня. Это помогает мне подготовиться к выходным, чтобы быть среди людей, дать им что-то, сделать их счастливыми.

В моем первом e-mail я Вам рассказывала, насколько большое влияние танец оказал на мое здоровье. Он помог мне научиться больше прислушиваться к своей интуиции, следовать за моментом, жить моментом, жить в настоящем, что принесло огромную пользу моему душевному состоянию и сделало меня счастливой. Поэтому мне понравилось, когда Вы сказали на занятии, чтобы мы не доставали свои камеры, потому что для Вас это значит, что мы на самом деле в настоящий момент не с Вами. Мы только думаем о будущем и не находимся и не ценим настоящее.

Какое влияние танец оказал на Ваше здоровье, на Вашу жизнь? Что танец значит для Вас?

Я люблю танец, для меня это язык, с помощью которого я могу дотянуться до другой стороны людей. Потому что сейчас я разговариваю с Вами, но Ваш мозг обрабатывает много вещей; он думает. В случае с танцем, когда Вы смотрите, как кто-то танцует, он общается с вами, но общается на языке движений. Это очень проницательный язык, мягкий и деликатный. И Ваше сердце может проникнуть в него или он может проникнуть в сердце. Вы можете смотреть, как кто-то танцует и это может вызвать у Вас слезы, потому что они говорят с вами, танец говорит с вами. Они рассказывают вам историю через свои движения. Поэтому для меня танец – это разновидность свободы. Он помогает нам ощутить жизнь глубже. Это НАСТОЛЬКО важно для меня, потому что через танец я могу дотянуться до мира, до которого мы не можем дотянуться в нашей обычной повседневной жизни.

У Вас кандидатская степень в области аэрокосмического проектирования, правильно? И в одном из предыдущих интервью Вы упомянули, что верите в связь между Искусством и Наукой – они обе необходимы и взаимосвязаны. Я совершенно с Вами согласна. И мне любопытно оказало ли какое-нибудь влияние Ваше образование инженера на формирование Вашего стиля танца или чувствуете ли Вы, что танец помогает Вам в Вашей работе? И если да, то каким образом?

Мне кажется, что это работает в обоих направлениях. Они влияют друг на друга. Я думаю, что инженерная сторона, если взглянуть на нее глубже, скрывает в себе очень многое от танца. И если посмотреть на танец глубже, в нем заложено много от проектирования. Единственная загвоздка в том, что мы не знаем, как использовать взаимосвязь между ними. Мы просто разрываем ее и разделяем их. А делая это, мы многое теряем, так как они хотят быть вместе, чтобы помогать друг другу. Они разные, но они и одинаковы также. Поэтому проектирование во многом помогло мне в том, как я выражаю танец. А танец помог мне во многом в моем общении с миром проектирования. Поэтому нам просто нужно пересечь этот мост несколько раз: туда и обратно, туда и обратно, чтобы понять, как они могут помочь друг другу. Нам нужно взять что-то с одной стороны и перенести это на другую сторону. А оттуда вернуть что-то назад. Вам просто нужно использовать эту взаимосвязь, этот мост.

Мне кажется, что нужен уникальный набор умственных инструментов, чтобы понять эту связь и оценить то, как искусство и наука могут помочь друг другу. Для меня лично помог увидеть эту взаимосвязь мой профессор английского. Он учил меня науке и взаимосвязи ее с окружающим миром. Как Вам кажется, откуда в Вас это умение ценить этот «мост» как Вы сказали?

Моя мама научила меня многому о танцах. А что касается проектирования, то я помню, как встретил одного человека в Индии и мы разговорились. И неожиданно он сказал мне что-то, что заставило меня задуматься. Это было кое-что о науке и о том, как они ведут себя. И я автоматически увязал это с танцем. И то, что он сказал мне, помогло мне во многом в построении этой взаимосвязи.

А сейчас Вы занимаетесь проектированием?

Нет, сейчас я не работаю инженером. Мне это нравится, но я этим не занимаюсь, так как, по моему мнению, по всему миру много докторов и инженеров. Конечно, они нужны нам. Для нас очень важны их навыки в исследованиях, строительстве и помощи миру. Мне просто не нравится видеть людей, которые используют эти навыки для военных действий или запугивания людей или для уничтожения этой прекрасной земли. Поэтому я выбрал иной путь, чтобы сохранить проектирование в моей жизни. Я бы хотел использовать слово «проектирование» само по себе для объяснения того, что я делаю сейчас, что, конечно, также не просто. Но я использую этот вид проектирования в моей работе через танец - через Kaizen Dance – чтобы помочь людям увидеть больше смысла в их жизнях.

Комментарии

Квенда Лима (Kwenda Lima) - “Для меня танец – это свобода” - Face2Face - портал о социальных танцах